abramiy

Category:

Город Градов и ему подобные .

Об  реальной  степени  урбанизации  в Российской  империи  .

Русские города - они весьма и весьма специфичны.

Статус города в  РИ у большинства населенных пунктов именовавшимися городами - никак не  зависел от того были-ли эти населенные пункты городами в реальности .
Деревни в Донбассе или в Ивановской области были самыми настоящими городами по сути.
Но не спешили получать городской статус, потому что это влекло определенные расходы.

Да и  политика властей  была  не одобрительная в сём  вопросе  !


С другой стороны, были города, которые не отличить от деревни.
Вроде   того  самого   города  Градова у А.Платонова  - . "  Градов-город  ( это  у  А. Платонова  аллюзия  на город Глупов  )  , как не имеющий никакого промышленного значения, с  населением, занятым преимущественно сельским хозяйством и службою в  учреждениях, перечислить в заштатные города, учредив в нем сельсовет,  переместив таковой из села Малые Вершины”.

По классификации  В.П. Семёнова-Тянь-Шанского все поселения — центры промышленности и  торговли являются т.н. "истинными городами" .
Ложные города по В.П. Семёнову-Тянь-Шанскому — это города выполняющие чисто административные и военные функции .
В 19 веке сеть официальных городов была редкой и её характер носил чисто  административно-военный характер .
Роль-же  истинных городов заключалась в экономическом обслуживании окружающей  территории : сбор ,хранение и отправка местной продукции ,переработка  местного и привозного сырья , торгово-распределительная и финансовая  деятельность , вот к всему этому административно-военные города были в  подавляющем своём числе были совершенно негодны !
Экономическое и географическое положение их мешало развитию всех других возложенных на города функций .
Однако  уездно-губернская структура империи практически не приводилась в  соответствиями с экономическими требованиями и реалиями   .
Дело  дошло просто до абсурда , истинных городов к началу 20 века в  Европейской России ( в границах нынешней РФ ) было 703 ,а в их числе  юридически городов было 534 .

Почти все эти "города" были к  моменту постройки совершенно ничтожными с экономической точки зрения , и  выполняли чисто административные функции и стоить для них железные  дороги было бессмысленно .


Железные дороги и вызванное ими широкомасштабные изменения в  территориальной структуре экономики России ,исключительно заметно  сказались на развитии и судьбах городов .

Только на территории  нынешней РФ 120 уездных городов оказались на расстоянии более 25 км от  железных дорог ,а 34 уездных города на расстоянии от 100 до 1000 км .

В результате у этих городов была подорвана и без того хилая экономическая база !

Зато  вот например не имевшие городских прав :Орехово ,Зуево ,Нижний Тагил ,  Сормово ,  Ижевск ,Черемхово ,Кимры ,Талдом и сотни других селений имели более 10  тысяч жителей , а первые три селения имели десятки тысяч жителей .

По  Европейской  части  РФ  таких  вот  настоящих городов  без городского  статуса -    имелось  169  ! 

Сормово  на конец  19 века : 

«село Нижегородской губернии, Балахнинского уезда, на правом берегу реки  Волги, в 10 верстах от города Нижнего Новгорода. Жителей в самом С. и  примыкающих к нему селениях в 1899 г. числилось 33000 (21753 мжч. и  11247 жнщ.), в том числе временно проживающих 29159 (19763 мжч. и 9396  жнщ.). 3 церк.-прих. школы. Огромный механический, чугунолитейный,  судостроительный, паровозостроительный и сталелитейный завод. Рабочих до  8 1/2 тыс. В 1897 г. на заводе было приготовлено 1857 вагонов и  платформ, 7 речных пароходов, 1 морская шхуна и разнообразные вагонные,  паровозные и машинные части, всего на 5292800 р., а в 1898 г. годовое  производство возросло до 6009125 р. 1 судостроительный зав. (175  рабочих) и 3 лесопилки, с общим производством (при 135 рабоч.) свыше 100  тыс. руб. С. соединяется со станцией железной дороги Нижний Новгород  особой железнодорожной веткой.» 

Зато  рядом с ними числились  например такие так сказать "города" как :  Холмогоры (1100 жителей ) , Макарьев (1400 ),Кола ( 1500 жителей )  ,Кромы (2000 ) ,Мышкин ( 2200 ) ,Чернь ( 2600 ) ,Одоев (4400) , Наровчат  (4600 ) и т.д.

А  вот вам  например   ничтожный  городишко  Лукоянов — уездный город  Нижегородской губернии !!!

«  Жителей к 1 января 1895 г.  считалось 1917 (1015 мжч. и 902 жнщ.): дворян 12, почетных граждан и  купцов 20, мещан 918, крестьян 951, прочих сословий 16. Православных  1785, раскольников 96, магометан 22, евреев 6, проч. исповеданий 8.  Церкви 2, женская община; 2-классное городское мужское, 2-классное  женское и приходское училища. Земство имеет в Л. больницу и аптеку.  Городское упрощенное управление. Городских доходов 9196 руб., расходов  9082 р., в том числе на городское управление 3130 р., на народное  образование 180 р., на врачебную часть 110 руб. Некоторые присутственные  места (напр. земская управа, воинское присутствие) находятся не в Л., а  в заштатном г. Починках.» 

Починкизашт. г. Лукояновского у., Нижегородской губ. В XVII в.  тут была мордовская деревня Анудемир. В царствование Михаила  Феодоровича жители ушли и разбрелись по разным уездам. После 1647 г.  здесь вновь возникло село. С 1779 по 1798 г. П.был уездн. г., а затем  оставлен заштатным. Один из самых старинных конских заводов. Жит. 7894; 8  церквей, духовное училище, несколько начальных школ, больница и аптека.  В П. имеет пребывание земская управа Лукояновского у. Почтово-телегр.  контора. Значительная хлебная торговля, мыловаренный завод, мельница, и  др. промыш. заведения.

Почему  Лукоянов  с его  около  2000  жителей  был  уездным  городом и почему  Починки  с  их  без малого   8000 жителей  имел  статус  заштатного города  -   понять к  началу 20-го  века  было  невозможно  .

Как и то  почему Починки  стали селом  в 1922 году  ,   и с  почти  12000  человек  населения   на  наше  время   числятся  селом  ,а не  городом  —  понять  тоже  сложно !

Впрочем  Лукоянов -это и железнодорожная станция . 


При этом фабричное "село" Иваново вместе с Вознесенским "посадом" имели вместе численность населения больше чем Владимир ,Муром ,Шуя вместе взятые !
Одних только каменных зданий там было больше чем во многих губернских городах .
Права города Иваново-Вознесенск получил только в 1871 ,да и то как заштатный( !!!) город Шуйского уезда Владимирской губернии .
Потому  и реальная численность городского населения в настоящим понимании была  как минимум на  30-50%  и  даже  по  некоторым  местностям  на 100%  и  выше -    более официальной .


И вот   Юзовка  - тоже  городом  не  числилась  !
Юзовка с населением в многие   десятки тысяч человек, с преимущественно  промышленным направлением деятельности населения, с электрическим  освещением улиц, гимназиями и кинотеатрами, не считалась городом !!!!  

Никакой   существенной   коррекции  оставшейся  с  времён  Екатерины 2   уездно-губернской   структуры   административно-территориального деления  империи - не было !
Не было  сделано никаких  попыток  перекроить    деление  империи  на уезды  и губернии - исходя  из  экономических   реалий  начала  20-го  века  .

Ведь  структура   административно-территориального деления империи  была  установлена  в  последней  трети 18  века  , исходила  в основном  из  чисто административных   соображений  . в меньшей  степени  из  военных  . а  уж  экономические соображения  учитывались  в последнею очередь  .

  А с  60-х  годов  19  века  начали  преобладать  уже  экономические  процессы  урбанизации   и  вдобавок с отменой  крепостного  права   резко  увеличилась  мобильность  населения .

  И вот  тогда  одни    уездные  города  оказались  в ситуации экономического  развала  и деградации   —   но  рядом  с ними  появилось  много новых    поселений  — фактических  городов  в экономическом  смысле     !

Это был уже  в терминах  синергетики  - само-поддерживающийся автокаталитический  процесс  ! 

Т.е.  надо было  менять   структуру   административно-территориального деления империи  из   экономических  соображений  !  
А  при таком  подходе с учетом  экономических  реалий    пришлось-бы  например  переносить  все  губернские  учреждения  из  Владимира  в  Иваново-Вознесенск  и  переименовывать   -  Владимирскую  губернию  в  Иваново-Вознесенскую .

Исследование Семенова-Тян-Шанского по реальной  , а не фиктивной     бумажной   доле городского населения  ( занижавшей  число  горожан  на  50-100%  и  даже  более  )   :
В Прибалтике и Петербургской губернии доля   реального  городского населения превышает 50%.
На Урале, в Донбассе, на Черноморских побережьях Крыма и Кавказа - 25-50%.
В Центральной России (Московская губерния, Нижний Новгород, Ярославль, Иваново и Брянск) - 20-25%,  т.е.  как и   в русской   Польше.
Южная часть Украины (кроме Донбасса) и район Ростова-на-Дону - 15-20%.
И эти данные на основе переписи 1897 года.
К 1913 году урбанизация зашла еще дальше.


Так  вот большая часть этих  самых  настоящих горожан числилась по  сословному положению крестьянами и большинство из них имея наделы , их  не видело по 20-30 лет !

Те официальные   "города", которые выполняли чисто административные функции, давали  совершенно   ничтожный вклад в городское население.
 А вот населенных пунктов, не имевших статуса города при  полнейшем    наличии   решительно всех прочих атрибутов   городской жизни, было более  чем достаточно, и это дает прибавку в   миллионы  человек   городского  населения и   уже в начале 20  века.

Так и получается ,что  в  реальности реальных  городских жителей в Российской империи и к началу  20-го  века  и тем более  к 1917 году  было   заметно более ,чем тех  кто официально  числился  городскими   жителями !

В 20-х годах  ,при пересмотре  административно-  территориального деления  СССР , все  города подобные городу Градову  у  Андрея Платонова  своего городского статуса    лишились ! 


Зато в  период до  1926 года только  по РСФСР   получили  статус  города  более  90 населённых пунктов  , которые уже были  "истинными городами"  и до   1917 года .

Так-же надо отметить ,что до 1917 года  подавляющее   большинство  городов  ставших во времена СССР центрами  национальных  автономий  , были  совершенно ничтожными с экономической точки зрения !

Из  этих городов по РСФСР  только  Казань . Уфа  и в  меньшей степени   Грозный и Владикавказ  были  значительными городами и  вдобавок были в  значительной степени именно   русскими городами с очень значительной  долей  русского населения .

И потому почти все центры  национальных автономий были за время Советской власти "накачены" совершенно    искусственно , но без революции они почти  все и были-бы     незначительными  местечками .

Развитие промышленности увеличило численность  населения многих городов в десятки  раз , так Подольск имел на 1926 год  3,8 тысячи жителей   а на  1989 год уже 208 тысяч !    

Ну и  в период  30-х годов в РСФСР  появилось  157 новых городов , в основном вокруг новых заводов .  

Ну вот  , я живу в Лианозово - это север Москвы , так вокруг и около   Лианозово стали городами  Химки , Долгопрудный и Бабушкин .

И  встал вопрос и об городском статусе и Лианозово , тем более что  Лианозово уже до войны имело  вагоностроительный , авиационный и  несколько кирпичных заводов и железнодорожную сортировочную станцию  Бескудниково  , а население было более 10 -15 тысяч человек.

Но Лианозово так городом и не стало , а стало частью Москвы.

В другой ситуации Москва так-бы и осталась в черте Окружной ЖД  , а вокруг неё появилось-бы 15-20 немалых городов .


В  период 1941-1945 годов в ходе  эвакуации промышленности и вынужденной  миграции населения  в РСФСР появилось  ещё 57 городов - в основном на  Урале .
В период   послевоенного времени по РСФСР появилось  335 городов .-  без городов  Восточной Пруссии и Южного Сахалина .

Надо  так-же отметить  ,что значительная часть  городов РСФСР  возникающих в  советское время    относится к так называемым  моногородам и они  после  1991 года оказались в страшно уязвимом  положении и  ныне едва держатся  на  плаву  !

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded